САНАТОРИИ

Дизайн интерьера стили и направления

Стили и направления в дизайне
ЭКЛЕКТИКА (XIX век, 1830-1890гг.)
В какой-то мере эклектика всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX веке. Всему виной романтизм, с его философией свободного перемещения в историческом времени и отказом от строгих канонов в искусстве.
Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей. Многие критики искусства обвиняли Эклектику в чрезмерной перегруженности и плохом вкусе, отсутствии индивидуальности. И все же, у нее были свои собственные отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах Востока, Средиземноморских стран и т.д.
МОДЕРН (конец XIX - начало ХХ вв.)
После сложного и противоречивого, полного самых разных художественных веяний XIX века, в награду художникам и архитекторам, давно желавшим стать творцами принципиально нового стиля в искусстве, появился Модерн. Чувственные итальянцы назвали дизайн интерьера стили и направления либерти, провозглашая рождение стиля, ставшего последним, кто наряду с новыми достижениями в искусстве сохранил наследие великих европейских стилей II тыс. Модерн стоял на заре новой эры ХХ века, и потому, просто обязан был стать неповторимым и великолепным. Создатели этого стиля вносили в него все лучшие достижения прошлого и самые изысканные и утонченные идеи своего времени. В дизайне интерьеров внимание уделялось растительному узору, гибким текучим формам.
АР ДЕКО (20-30 гг. ХХ века)
Первый стиль новой эпохи ХХ века, унаследовавший все стремление к новаторству Модерна. Ар деко современно и необычно сочетал в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства 1 пол. ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму. Стиль, использующий самые разные декоративные элементы в интерьере, яркие и смелые и одновременно исключительно подобранные цветовые сочетания, способный меняться вместе с фантазией художника-декоратора, создающего свой интерьер. Ар деко характерны прямые или же ломано изогнутые линии, четкость и графичность форм.
КОНСТРУКТИВИЗМ (1 пол. ХХ века)
В дизайне интерьера стилю характерны функциональность, четкие силуэты, ясность форм. В интерьерах широко используются встроенные ниши, подсветки. Мебель отличается мобильностью и функциональностью. Дизайн интерьера вполне лаконичный и ясный, но не лишенный Кантри непредсказуемости и ярких художественных решений
КАНТРИ
Стиль, со множеством лиц: в зависимости от страны, чей колорит он воспроизводит, могут меняться практически все декоративные элементы в оформлении интерьера. Основной и неизменной чертой Кантри является светлый, всячески приближенный к деревенскому дизайн. В мебели и отделке помещений используются исключительно натуральные материалы: дерево, камень и т.д. Стилю также свойственно обилие текстиля во всех вариациях: текстиль на окнах, мягкой мебели, в виде украшений на стенах.
Стилю барокко присущи причудливость, пышность и размах.
Интерьеры барокко отличают чрезмерная усложненность всех элементов и форм, которые выражаются в:
отсутствии каких-либо острых углов, скругленности форм, беспокойном ритме кривых линий
преобладании сложных декоративных элементов, скульптурных групп, барельефов, богатой помпезной лепнины
в свободе архитектурных форм в мебели, характеризующихся отсутствием какой-либо строгости и последовательности
Все это придает интерьеру особую динамику, чувственность и возвышенность.
Интерьеры, оформленные в стиле арт-деко, вдохновлены объединением под час не связуемых отдельных элементов, группировкой стильных вещей - мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики.
Особенно в арт-деко ценятся дорогие экзотические материалы: слоновая кость, черное и красное дерево, перламутр, инкрустация драгоценными камнями, применение шкур экзотических диких животных. Арт-деко всемирно признается синонимом эффектности.
Интерьеры, выполненные в стиле АРТ-ДЕКО, это не только дорогие материалы, но и, безусловно, зримое богатство. Все в этих интерьерах говорит о высоком положении в обществе их обитателей. Стиль широко распространен в Европе и в США, где он стал практически "классическим". В настоящее время АРТ-ДЕКО получает все большую популярность в светских кругах и в нашей стране. В переводе с французского языка термин "АРТ-ДЕКО" обозначает "декоративное искусство". В сравнении с многими другими стилями и направлениями в интерьерном дизайне, в АРТ-ДЕКО действительно много искусства.
Отдельную группу направлений в дизайне интерьеров можно сформировать из различных национальных этнических стилей.
Как стиль в интерьере соединяет в себе разнородные, принадлежащие разным стилям мотивы, в едином, который сочетает в себе 2 - 3 стилистических подхода. Талант дизайнера объединяет их в цветовом, архитектурном. решении.
Эклектика в интерьере – это сочетание мебели двух-трех различных стилей, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Для ХIХ века, периода, когда эклектика была особенно распространена, характерно повторение и смешение разных исторических стилей: рококо, ренессанса, ампира и др. даже в пределах одного и того же изделия. Роль декора в эклектике особенно сильна. Динамичные формы предметов интерьера сопровождаются резьбой по дереву, мотивы украшений – прихотливо изогнутые и закрученные элементы. Резным ажурным спинкам стульев и кресел придаются самые разнообразные формы, а динамичные по рисунку подлокотники завершаются спиральным завитком. Несмотря на крупные размеры, диваны и кровати с точеными ножками и стеганой обивкой производят декоративное впечатление.
Колониальный стиль
Чрезвычайно привлекателен колониальный стиль, он является своеобразным синтезом культур — западной цивилизации и восточной экзотики. Такой интерьер не только комфортен и функционален, но и пропитан духом истории и аристократизма. Но при этом в нем отсутствует надоевший сегодня прагматизм — многие детали служат исключительно для красоты.
Восточный стиль
Еще в XIX веке европейцы заметили, что восточные элементы гармонично вписываются в любой стиль, придают пространству особый шарм, могут обновить и даже сделать его комфортным. Хотя Такой интерьер давно перестал быть экзотикой, мода на него не проходит. Волшебная восточная мебель сравнима с машиной времени — она способна переместить нас в другой мир и дать возможность в полной мере ощутить связь культур.
Огромное влияние на формирование японских эстетических вкусов, а потом и западных, оказал буддизм, особенно, секта дзен. Он охватил практически все аспекты культурной жизни Японии – от поэзии и живописи, до архитектуры, садов интерьеров. Ему японцы обязаны ещё одним термином в эстетике – “югэн”, что означает мастерство намека и недосказанности, прелесть ускользающего, красота сокровенного.
Для постижения смысла жизни очень важно созерцание природы и отдельных предметов, чтобы среди кажущегося постоянства вещей уловить их сиюминутность. Изменчивость – суть природы и в целом мира. Ничто не может быть постоянным, завершённым. Нужно избегать завершённости и в искусстве. Точно так же нужно избегать и столь привычной нам симметрии. Симметрия подразумевает парность, что противоречит национальным эстетическим взглядам, которые отражаются в принципе: “Не два”, “Без пары”, “Нет равной”, “Единственная”.
Красота традиционного японского дома заключается в игре теней и предельной простоте обстановки. Реальность комнаты осуществляется её пустым пространством, сущность сосуда – в его пустоте, которую можно заполнить. Только в пустоте возможно движение, пустота всемогуща, так как потенциально содержит в себе всё.
Гармоничность конструкции, утонченное своеобразие линий, легкость и камерность в полной мере отражают присущую японцам идею слияния с природой. Благоговение японца перед красотой природы – самозабвенно. Любование ею – национальная традиция. Архитектура как продолжение природы – это очень по-японски.
“Ваби” – сельская простота, поэтизация бедности, противопоставление роскоши. Это понятие определяет то, что мы бы назвали элегантностью: отсутствие излишней вычурности, броскости, нарочитости. “Ваби” предполагает и “печальную прелесть обыденного” – “моно-ноаварэ”, то медитативное состояние, в которое впадает житель страны Восходящего Солнца, любуясь чашкой или лопаточкой для накладывания риса. “Саби” – это попытка поиска скрытой красоты, патина времени.
С течением времени “ваби” и “саби” объединились в одно понятие “ваби-саби”. Очень важно почувствовать смысл этих терминов, поскольку они выражают понимание японцами эстетики. В них и безыскусность вещи, и её подлинность, и красота материала, из которого она сделана, и функциональность.
В японской культуре понятие о красоте неотъемлемо от функциональности. Поэтому сдержанные “японские” интерьеры очень комфортны. Предельный лаконизм предметов – прямые, четкие линии и отсутствие лишних деталей – делает их удобными в обращении. Традиция не загромождать комнаты лишней мебелью позволяет сохранять максимум пространства. Ведь встроенными шкафами и всевозможными “нишами” для хранения мелочей мы тоже обязаны восточным традициям. В стенах японского дома, как в чемодане с двойным дном, всегда находились внутренние шкафы, внешне декоративно замаскированные. Такой дом подчас был конструктивнее и целесообразнее, чем его железобетонные европейские собратья. Освободив пространство от всего лишнего, легче отрешиться от повседневности, и, даже не занимаясь медитацией, отдохнуть и расслабиться.
Отрешённости и легкости способствуют и традиционные для японского интерьера цвета – естественные и ненавязчивые. Бежевые, молочно-белые, песочные и жемчужно-серые тона стен и пола создают легкую мерцающую атмосферу.
Связь с природой усиливается и за счет применения темных пород дерева для элементов декора и мебели. Сочетание бежевых стен с деталями, выполненными из темно-коричневого дерева “венге”, вызывает наиболее стойкие ассоциации с японским интерьером. Сочетание золотистых оттенков мебели, матовых серых стен и пола цвета высохших трав даёт поразительное ощущение близости к природе, как будто Дизайн интерьера стили и направления оказались в осеннем саду, не покидая стен комнаты.
Используя в интерьере дерево, мастера оставляли стволы деревьев почти необработанными, так как красота заключалась в первородной фактуре дерева. Дерево никогда не красилось, а лишь покрывалось тонким слоем лака, что позволяло ему со временем темнеть и приобретать неповторимый рисунок, который благотворно действовал на зрителя. В современных интерьерах это стремление к сохранению естественности выразилось в разнообразных “натуральных” фактурах поверхностей, преимущественно матовых, потому что блики могут нарушить гармонию мягкого освещения.
Освещение имеет большое значение для стилистической завершённости композиции на японскую тему. Традиционно японские дома освещаются по принципу луны, а не солнца. Приглушённое освещение подчеркивает мягкие текстуры и натуральные цвета предметов, создаёт игру света и тени, вызывая ощущение изменчивости, близкое японскому мировосприятию.
Для того, чтобы прижиться в европейском доме, традиционным японским приемам дизайна пришлось пройти определенную адаптацию. Первыми к ним всерьёз обратились и попытались использовать в своём творчестве европейские и американские архитекторы в начале XX века. Вслед за ним, последующие поколения архитекторов и дизайнеров интерьера взяли из японских традиций всё самое лучшее, создав некий “симбиоз”, когда древняя восточная культура обретает новое дыхание в европейских материалах. В результате, современные интерьеры в “японском стиле” или “стиле дзен” не являются прямыми цитатами. Скорее это “отзвуки” и намёки, рождающие богатые ассоциации.
Японская культура дала жизнь новому стилю в дизайне – “минимализму”.
Европейский стиль в дизайне интерьера
Если обратить внимание на интерьеры европейских домов, знакомые нам по фильмам или фотографиям, складывается впечатление, что "там" люди стараются обходиться минимумом стен и перегородок. Чаще всего их жилье - просто одна большая комната, разделенная на так называемые функциональные зоны с помощью изменения цвета обоев или легких этажерок, барных стоек и прочих дизайнерских находок. Исчезли изолированные комнаты - гостиная, рабочий кабинет, спальня, кухня стали единым пространством. Капитальные стены заменили легкие перегородки, раздвижные ширмы, стеклянные барьеры. Во вместительных недрах помещения скрывались разве что санузел и душевая.
С Древнего Египта пошли и основные стилистические приемы, узнаваемые в последующих стилях - мебельные ножки в виде звериных лап, элементы египетской орнаментики в древнеримской мебели, египетские мотивы в стиле ампир, возникшем во время египетских походов Наполеона.
Основные материалы. крепкие породы деревьев (сикомор, оливковое дерево и акация (местные финиковые пальмы)) инкрустация бронзой, золотом, малахитом, слоновой костью, драгоценными камнями.
Цветовая гамма. красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый цвета.

Комментарии

Нет комментариев ...

Оставить комментарий

  © ДИЗАЙН РОССИИ. Все права защищены.