САНАТОРИИ

Дизайн интерьера в стиле ампир

Стиль ампир
Впервые в истории мебели важную роль стала играть фактура материала. В предшествовавших стилях она скрывалась за нагромождениями резных украшений и различных шаблонов.
На шкафах, секретерах, комодах и других предметах меблировки остаются большие плоскости филенок, обрамленных слабо выступающей обвязью рамы. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Для изготовления мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченной через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных. Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед («Ника»). Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов. Другие новинки: узкий сервант, узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды. Кресла принимают форму древнеримских. Передние ножки нередко идут прямо от подлокотников и представляют собой гермы; если же они заканчиваются около сиденья, то подлокотники поддерживаются резными фигурами львов, гриффонов, лебедей и других животных, или массивными завитками.
Воистину, говоря словами самого Наполеона, "от великого до смешного один шаг". В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки". Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали "возможность использования самых разных стилей всех времен и народов", но на первом месте следовало ставить "величественный стиль римлян".
Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле "трубадур". А его конкурент Ж. Дюфур выпускал "картинные обои" на мифологические темы с "итальянскими пейзажами и античными фигурами".
Парадоксально, но ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался "эпосом Оссиана" (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером.
А картина Жерара "Оссиан, вызывающий призраков" (1801), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. оссианизм). После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на "египетский стиль".
В 1802-1813 гг. осуществлялось грандиозное 24-томное издание "Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту" с гравюрами по рисункам, исполненным во время похода бароном Д.-В. Деноном. В 1809-1813 гг. вышло столь же грандиозное "Описание Египта" Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона.
Эти иллюстрации вместе с "образцовыми проектами" Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Но основными декоративными мотивами стиля ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами (см. аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. также арматура; трофеи; фасции).
Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Отчасти это объясняется тем, что, еще в период древнеримской империи, произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Дизайн интерьера в стиле ампир попадали в Рим. Египетская экзотика была модной в среде римских патрициев, она проникала в жизнь Вечного Города.
В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Дизайн интерьера в стиле ампир сосуществовали целостно и органично в едином "пространстве" романтического мышления. Стиль Ампир во Франции начала XIX. своеобразно продолжает традиции художественного Романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия Неоготикой в Англии. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое - не только в античность, но и в Древний Египет.
Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции - от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко.
Характерное для Ампира сочетание "римских" и "египетских" мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской. С 1805 г. Томир был "придворным чеканщиком" Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники - бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.
Во всех изделиях явственны отличия декорации ампира от подлинного Классицизма. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.
Для Классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для Ампира - яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага! Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах - круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.
Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг. для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются "помпеянские", египетские, римские и даже "турецкие" мотивы, что создает общий "сибаритский характер ампирного интерьера".
А в его Турецком будуаре "наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики". Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в "стиль Карла X", открывший период собственно Историзма как эпохи "воссозданий".
Характерна еще одна особенность ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX. но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
Изысканность и стиль владельца дома подчеркнет ампир в гостиной – именно тут вы принимаете гостей, проводите время в кругу семьи, решаете важные вопросы. Оформление в стиле ампир подразумевает высокую стоимость оформления – одна только мебель из натурального дерева, массивная и огромных размеров, стоит недешево. Обивка мебели – шикарные плотные ткани или мягкая натуральная кожа изысканной выделки. Обязателен круглый стол – он может занимать центральное место в комнате. Толстая столешница, изогнутые, но прочные и надежные ножки, украшенные интересной резьбой, темное дерево – таким обычно представляется стол, за которым семья кушает или занимается своими делами. Несколько стульев с мягкими сиденьями в тон столу дополняют комплект. Удобный диван на невысоких ножках, с яркой текстильной обивкой, украшен диванными подушками и укомплектован небольшими пуфиками для ног.
Чуть более современно выглядит композиция из стильного мягкого дивана, пары кресел, низкого журнального столика со стеклянной столешницей. В таких гостиных обязательно присутствует высокий книжный шкаф, а в качестве аксессуаров идеальны напольные часы, изящные фарфоровые статуэтки и вазы, настольные лампы с текстильными абажурами, огромные картины на стенах.
Комната в стиле ампир выглядит консервативно, но изысканно и утонченно. Добавьте к общему интерьеру хрустальную люстру с канделябрами, лепнину на потолок и огромный камин, выложенный камнем – гостиная будет смотреться солидно и респектабельно.
Спальни в стиле ампир напоминают будуары французских вельмож – высокая кровать невероятных размеров, украшенная прозрачным балдахином, туалетный столик с деревянной рамкой с изысканной резьбой, добротный комод, удобное кресло. Плотные шторы светлых оттенков прекрасно гармонируют с мебелью из темного дерева и прозрачными летящими занавесками. Жесткие ламбрекены придают комнате сходство с царскими покоями. Везде прослеживается симметричность и двойственность – две тумбочки по обе стороны от кровати, одинаковые декоративные колонны по краям окна, все подчинено единой идее.
Несмотря на четкие критерии и принципы, ампир позволяет экспериментировать, выбирая формы и расцветки. Основным условием остается богатство материалов и массивность конструкций.

Комментарии

Тема: Альбом дизайн интерьера
Опубликовано Россия в 12:56

дизайн интерьера в скандинавском стиле
Как сделать так, чтобы правая половина фона торчала настолько же, как и левая?
______________________________________________________________

Оставить комментарий

  © ДИЗАЙН РОССИИ. Все права защищены.