САНАТОРИИ

Современный дизайн интерьера библиотеки

Место в доме для домашней библиотеки
Идеальным местом для обустройства библиотеки в квартире или доме является домашний кабинет. В нем вы сможете почитать или заняться важными делами в спокойной обстановке.

Изменилась наша жизнь, стало возможным опять позволить себе иметь домашнюю библиотеку как отдельное помещение и даже создать для нее своеобразный интерьер. Ведь образ библиотеки передает индивидуальность владельца больше, чем даже самые личные комнаты (спальни, гардеробные). Другие помещения дома говорят о социальном и финансовом статусе, привычках и вкусах владельца квартиры, а библиотека — многое скажет о мироощущении, образе мысли, эрудиции и тонкости его души.
Библиотеки возродились, но при этом приобрели новые качества. Это не могло не произойти в век технического прогресса — книга перестала быть единственным источником информации. Многие документы, доступные раньше в печатном виде сейчас могут быть перенесены на экран. Библиотеки превращаются в "медиатеки", в которых информация хранится на различных носителях: аудиовизуальные средства сейчас составляют не ощутимую конкуренцию а, скорее, дополнение к книгам в сложной культуре нашего времени. Это роднит библиотеку с кабинетом, видеозалом игральной комнатой (если там установлен бильярд или стол для шахмат).
Отсюда и берет свое начало особый взгляд на организацию пространства в библиотеке, разрушающий традиционный ряд "закниженных стен". Зонирование пространства стало насущной необходимостью и в библиотеке. А выделение компьютерной зоны. как отдельной рабочей плоскости, возможно с помощью сквозных стеллажей или раздвижных перегородок.
Здесь необходимо тщательно продумать оптимальное освещение, так как напряженная для глаз работа требует определенного света: он должен быть направленным (на экран и клавиатуру), неслепящим, не давать бликов на экране, не утомлять глаза. Помимо направленного местного освещения в компьютерной части библиотеки необходимо для снижения контраста использовать общий рассеянный свет, например, потолочные точечные светильники.
Для создания домашней библиотеки нам понадобятся три основных элемента: пространство, полочки и книги.
Утопленные или встроенные книжные полки помогут оптимально использовать пространство от пола до потолка. Можно также установить висячие полки или приобрести стеклянные витрины, что особенно важно, если в Вашей коллекции присутствуют старинные книги, требующие особого ухода и защиты. Если полки достигают потолка, Вам может понадобиться библиотечная лестница, чтобы легко к ним добираться.
Стеллажи с рекомендуемой литературой ставят т.о. чтобы они были в самом удобном, доступном для обозрения месте, чтобы информация само без каких – либо требований и усилий пользователя попадало к нему в руки. В этих целях используют приемы размещения стеллажей:
1. Пристенное, ленточное расположение односторонних стеллажей;
2. Размещение двухсторонних стеллажей параллельными рядами;
3. Расположение двухсторонних стеллажей, обеспечивающее оптимальный надзор за фондами с кафедры;
4. «смешанное» расположение стеллажей, заключавшее в себе элементы других приемов и в большой степени способствующее организации отдельных функциональных подзон (54, с.36).
В настоящее время существуют много видов стеллажей, различающихся по конструкции, материалу изготовления иным признакам. И ко всем им предъявляются следующие требования: они должны обеспечивать хранение документов, их удобства; создавать необходимые стандартные гигиенические, санитарные противопожарные и техникобезопасные условия хранения фонда, быть экономичными в эксплуатации, достигать большей компактности. К ценным качествам стеллажей относятся его простота конструкции, малый собственный вес и объем.
Для размещения некоторых разновидностей кинофотофонодокументов применяют металлические термостатические шкафы. Все эти оборудования размещают перпендикулярно к стенам, чтобы на документы попадал, как возможно меньше естественного света. Между верхним краем документа и следующей полкой должен оставаться зазор в 2 см.
К размещению оборудования в хранилищах приняты свои нормы. Так:
1. ширина основного прохода 1.2 м;
2. ширина вспомогательного прохода 0,6м;
3. расстояние между стеллажами 0,75м;
4. расстояние между стеной и стеллажом, параллельным к стене 0,75м;
В открытом доступе проход между стеллажами рекомендуется устанавливать не менее 1,0 м. (но не более 1,5м.)
Ширина дверных блоков - 1,5 м. (они должны быть несгораемые). Ширина обходов возле стен может составлять 45 см, но если в них установлены источники тепла, то 60 см. Транспортные линии требуют для своего размещения дополнительной площади.
Для оперативной доставки немаловажно расположение стеллажей в хранилище, обычно их ставят ортогонально. Это - однако, не лучший способ. В хранилищах, не имеющих окон, либо освещенных со всех четырех сторон, более экономично размещать стеллажи диагонально, т.к. в этом случае расстояние от рабочего места библиотекаря до самой удаленной точки почти наполовину короче, по сравнению с ортогональным приемом (при равных площадях помещений) а оперативность доставки повышается на 15-20%
Современной библиотеке свойственна «свободная» планировка, которая предусматривает применение элементов библиотечной мебели в качестве нестандартных перегородок между отдельными участками помещений. Основным конструктивным элементом в этих случаях является стеллажи или выставочная витрина, книжные шкафы или кафедра выдачи, Стремление осуществить свободную планировку, более рационально использовать площадь помещения способствует развитию секционных и блокируемых типов мебели, обладающих многовариантностью их сочетаний и группировок. Могут применяться также сборно-разборные конструкции оборудования, многофункциональные его элементы (15, с.28).
Можно привести несколько вариантов оформления библиотеки плоскостными и объемными стендами, щитами. Благодаря простоте изготовления и тому, что они занимают небольшое пространство и не мешают основному оборудованию читального зала, вестибюля, комнат или холлов для отдыха, также стенды можно использовать и в больших и в малых библиотеках, как городских, так и сельских. С помощью стендов можно изменить планировку помещения, используя его, как разделительный экран. Благодаря простоте конструктивного решения, законченности композиции, интерьер библиотеки приобретает приятный вид. Установлено, что высокохудожественное оформление фонда увеличивает спрос на книги на 20 % (48, с.61).
Очень важен выбор высоты щитов и стендов. Основной приоритет определения размеров – оптимальные условия видимости. Человеческому глазу свойственны оптические ограничения. Наиболее удобный размер для обозрения вертикальной плоскости 250 см.
Наклонные и повернутые к читателю выставленные щитки удобны для просмотра литературы. В зависимости от формата экспонируемых изданий расстояние между держателями книг меняются.
Витрина – горка предназначается для выставки новых книжных поступлений, на наклонных выставочных щитах показывается наиболее важная литература. Остальные книги, а также дублетные экземпляры, помещаются между щитками на специально вмонтированных полочках. Витрина – горка может монтироваться вокруг колон.
Такие витрины очень удобны и красиво вписываются в интерьер библиотеки.
Даже в небольших библиотеках необходимо иметь читательские столы. Наилучший вариант - стол на металлической основе, рассчитанный на двух человек. К такому столу предусматриваются стулья также на металлической основе.
Требования к размещению таковы: между читательскими столами при отсутствии прохода за стулом читателя 0,75м, при наличии прохода в одном направлении 0,9м, при наличии прохода в двух направлениях 1,5м.
Несомненный интерес у библиотекаря вызывает конструкция одноместного читательского бокса для работы с книгой, чтения микрофильмов или прослушивания записей через наушники. Бокс оборудуется настенными или настольными светильниками. Эта мебель необычна, но удобна (44, с.420).
Следует упомянуть один из удобных промышленных образцов детского оборудования – многофункциональный пластмассовый элемент, комплекта мебели помещения для чтения, обучения игры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Унифицированное решение его формы (куб) и малая масса призваны обеспечить мобильность изделия, функциональное и композиционное разнообразие сочетаний отдельных элементов комплекта мебели при относительно небольшом их количестве.
Самостоятельное передвижение элементов мебели детьми, составление ими различных пространственных и цветовых композиций помогает совершенствовать их инициативность, воображение, двигательные навыки. Способствует развитию эстетического вкуса. (52, с.72).
Библиотеке необходимо также кафедра выдачи книг и рабочий стол библиотекаря, каталожные шкафы. Рабочее место библиотекаря, осуществляющего прием и выдачу литературы, располагается и оборудуется с учетом следующих требований:
1. Обеспечение свободного обзора проходов между стеллажами, установленными в зоне открытого доступа;
2. Обеспечение свободного обзора и контроля, за входом и выходом из помещения, в которых осуществляется обслуживание;
3. Регулирование числа читателей, находящихся одновременно в зоне открытого доступа, в зависимости от ситуации на месте;
4. Кафедры выдачи и другие виды оборудования должны находиться на расстоянии 2,0-2,5 м.
Для размещения каталожных ящиков требования следующие:
1. Между каталожными шкафами, параллельно расположенными и обращенными рабочими сторонами друг другу, или рядами каталожных шкафов 2.0 м.
2. Между каталожными шкафами и столами для работы 1,2 м.
3. Торцами оборудования или элементами конструкций и рабочей стороной каталожных шкафов 1,0м.
Для каталожных ящиков отводится специальный каталожный зал или они размещаются в помещениях обслуживания читателей. Они должны иметь указатели, чтобы читатель без затруднений мог найти, то, что ему надо (31, с.10).
Приступая к оборудованию или переоборудованию помещения библиотеки, прежде всего, надо ознакомиться с такими специализированными изданиями, как «Нормами планировочных элементов библиотек», альбом техонорабочих чертежей «Библиотечная мебель» Коршунова О.Ф. где даются перечни оборудования с показом его внешнего вида, марки, размеров, предприятий – изготовителей.
В настоящее время библиотеки все в большей мере начинают оснащаться техническими средствами для облегчения труда библиотекаря. В минимум оснащения входили: диапроектор, магнитофон, проигрыватель, а сейчас внедряются новые средства технологии.
В заключение хочу сказать, что библиотечное оборудование и мебель, должны соответствовать определенным требованиям, а пока во многих библиотеках мебель случайная или кустарная низкого качества.
Несколько предприятий, где производится библиотечное оборудование, не в состоянии удовлетворять все возрастающие нужды библиотек.
В журналах «Библиотека» часто печатается чертежи отдельных предметов оборудования, однако этого недостаточно.
Наряду с проектированием и строительством новых зданий все большее внимание обращается на внутреннее оборудование помещений, отходит в прошлое несоответствующая специфическим требованиям библиотечного процесса мебель. Теперь проектирование ее ведется с учетом габаритов печатной продукции, антропометрических исследований человека. Разрабатывая чертежи нового оборудования, инженеры больше всего заботятся об удобствах библиотекаря и читателя.
Оборудования становятся многовариантным, увеличиваются возможности монтажа его элементов в любых комбинациях (перестановка стеллажных полок, перемена местами секций кафедры и т. п.). Все это обусловливает индустриальное производство библиотечной мебели, ее стандартизацию и высокую эстетическую форму.
Качественную удобную и недорогую мебель для библиотек производит компания «Интерьер-В». Конечно, выбрать подходящую мебель непросто, поэтому они разработали серию мебели «Оранжевый лес», которая идеально подходит для библиотечного дела, и учитывает все нюансы работы с большими объемами книжной продукции.
Вся мебель функционально - теперь не нужно будет думать, как разместить все книги, чтобы посетители нашли интересующую литературу. Полок больше чем достаточно!
2.5 Художественные средства
Художественные средства, подчиняющиеся общему образному замыслу, придают дизайну библиотеки гармоническую завершенность. Этими средствами являются: изобразительно-колористические решения плоскости (роспись, мозаика, фреска, витраж); плакаты, фотографические композиции, визуальная информация; объемно-пространственные элементы (скульптура, светильники, так называемые малые формы); предметы декоративно-прикладного искусства. Но привлекательность отдельного произведения изобразительного искусства в помещении не может обеспечить гармонию целого. Для украшения жилища используются различные изделия из стекла, дерева, металла, пластмассы и других материалов. Поделки из соломы, элементы национального быта – также могут оживить, сделать оригинальным, особенным интерьер помещения. Решающим при выборе декоративных элементов убранства являются их художественные достоинства. И здесь не нужно руководствоваться ценой, а можно что-то подобрать и среди недорогих вещей (60, с.28). Для создания современного интерьера применяются работы народного искусства. Широко применяются для оформления библиотеки доступные недорогие керамические изделия, а также кашпо, вазы, тарелки. Они легко передвигаются, занимают мало места. Можно использовать витражи с рисунками. Их можно вписать в интерьер библиотеки, они позволяют обыграть окна, лестничные проходы, перегородки и т.д. Для оформления вестибюля или холла могут служить ветки или стволы сухого дерева (32, с.35).
С помощью произведений декоративного искусства в помещении создается определенный акцент, служащий главным украшением, “изюминкой” данного помещения. Без художественных акцентов в виде различных произведений декоративного искусства здание мертво.
Среди элементов декоративного искусства одно из первых мест по распространенности применения принадлежит панно. Объясняется это тем, что этот элемент располагается обычно на стенах, декор которых имеет, как правило, главенствующее значение, и тем, что техника исполнения панно и материалы для них сейчас очень разнообразны.
В настоящее время архитектуры уже не включают, как правило, картин в декоративные убранства новых сооружений. Это объясняется изменившимися требованиями эстетики и специфической ролью, которую картина играет в декоре. Дело в том, что картина – законченное в себе произведение искусства, которое отрезано от окружения. В ней все сказано, она завершена и не приобретает новых черт от окружения, как современные изделия декоративного искусства.
Хотя картины как элемент декоративного убранства и стали играть меньшую роль в интерьере, они все же есть и применяются, причем в их развеске и оформлении тоже сказались черты современности.
Рамы уже отсутствуют. Вместо рам применяется узкий багет белого или серого цвета, тонкая деревянная рейка цвета натуральной древесины, тонкая рамка из профилированного металла, белого или желтого.
Изменился сейчас и способ навески. Наиболее рациональны для общественных помещений с возможными сменными экспозициями – металлические стержни у потолка на некотором расстоянии от стены. Навеска картин – на тонких лесках. Картины вешают без наклона к плоскости стены, вертикально на высоте, удобной для восприятия (не выше уровня глаз зрителя).
Если в одном помещении подлинных произведений больше чем одно, желательно сохранить единый принцип в их оформлении.
Разделяющие пространства читального зала, служебно-производственных отделов, различного рода перегородки, также могут играть роль, декоративно-художественных элементов. Сочетание их с декоративной зеленью позволяет смягчить чрезмерную графическую сухость архитектуры интерьеров, выполненных зачастую из стандартных унифицированных элементов индустриального производства, не нарушая при этом традиционного делового характера и “функциональности” помещений (24, с.55).
Очень оживляет помещение библиотеки аквариум, который лучше разместить на подставке в окружении цветов, он может стать важной деталью интерьера и способствовать созданию спокойной обстановки в библиотеке (29, с.59).
В библиотечном дизайне среди основных факторов, воздействующих на читателя, большое значение имеет оформление книжных выставок, стендов и плакатов. Их воздействие на читателя во многом зависит не только от актуальности содержания, но также от их формы, цвета, умения интересно размещать материал.
Эти материалы, как правило, яркие и многоцветные – или дополняют облик интерьера, или существенно портят.
А ведь не секрет, что порою выставки так бледни и маловыразительны, что не достигают своей цели – пропаганды книги. В библиотеках можно увидеть кустарно выполненные элементы наглядной агитации, забитые неумеренным количеством книг, журналов, иллюстраций и т.д. К тому же часто их организуют просто “для порядка”.
Наглядная пропаганда в библиотеках требует новизны, свежести решений и разнообразия форм, легкости и простоты, лаконизма и гибкости линий, внимания в выборе текстового иллюстративного материала и художественного оформления, отказа от декоративной парадности.
Средства наглядной пропаганды помогают читателю в выборе книги, привлекают его внимание к лучшим произведениям, вызывают желание прочесть.
Важная особенность наглядной агитации заключается в эмоциональной действенности ее, которая свойственна только художественным произведениям.
Все объекты систем наглядной агитации в библиотеке должны быть родственными по художественно-конструкторским качествам, материалам и представлять собою комплекс, так называемый малый ансамбль. Но, кроме того, они должны быть стилистически едины с формами всей окружающей среды. Для того чтобы объекты наглядной агитации оказывали большее воздействие на читателя, лучше их группировать.
Композиция зависит от характера информации. Если срок действия сравнительно велик, то ее художественная структура должна обеспечивать условия длительного восприятия. Объект информации не должен быть по приемам оформления динамическим и назойливым.
В оперативных информационных материалах композиция, напротив, должна быть откровенно острой, динамичной.
Только учет всех компонентов системы наглядной агитации обеспечит ей необходимое высокое художественное качество.
Определяющим признаком книжной выставки является показ на ней самих произведений печати. Правда, на этом принципе основано и применение открытого доступа к библиотечным фондам. Но при открытом доступе читатель видит фонд обращенным к нему на полках тысячи книжных корешков. Книжная выставка выделяет для читателя часть фонда, показывая книги “лицом” к читателю, облегчая и подсказывая их выбор. Поэтому книжные выставки являются неотъемлемой частью правильного организованного открытого доступа.
В условиях открытого доступа библиотекарь обязан позаботиться, чтобы весь книжный фонд был доступен читателю, предстал перед ним во всем своем богатстве (8, с.38).
Книжная выставка должна производить интенсивное впечатление на читателя, чтобы привлечь, удержать и направить его внимание в нужную сторону. Практически это достигается техническим оснащением выставки, компоновкой материалов, оформлением текстов иллюстраций. Для оформления выставки нужны щиты (стенды) или витрины.
Существует два основных приема размещения выставочного оборудования: первый – компоновка элементов композиции по периметру стен, второй – компоновка элементов экспозиции в пространстве интерьера. Два этих основных приема – плоскостной и объемный – дают большое количество вариантов. Выбор того или иного приема размещения выставок зависит от общего решения интерьера и во многом от его размеров.
Не зависимо от конструктивных систем, используемых для стендов, надо учитывать восприятие их зрителями. Для удобного обозрения материал не должен размещаться ниже 80 см. и выше 2 м от уровня пола.
Очень важно правильно выбрать место для размещения названия для выставки, подобрать шрифт и рисунок для эмблемы. Размеры рисунков, фотографий должны быть такими, чтобы их без усилия можно было бы рассматривать с расстояния не ближе 1м.
Для оформления выставки необходимо гармоничное сочетание светлых и темных, однотонных иллюстрированных обложек книг, красочные иллюстрации, характеризующие основные моменты темы.
Ясное восприятие того или иного объекта требует, чтобы хорошо воспринимались наиболее существенные его особенности. Большое значение имеет также степень отличия объекта от фона. Поэтому наиболее важные книги могут быть выделены, во-первых, с помощью размерных и цветовых соотношений, во-вторых, помещением книги в развернутом виде, в-третьих, показом текста иллюстраций.
Известные затруднения возникают при экспозиции статей из журналов и сборников, когда нужно обратить внимание и на само издание и на конкретную статью. В таких случаях к книге прилагают закладку или карточку, на которой указано, что в ней связано с темой выставки.
Журналы показываются на выставке раскрытыми, на той странице, где начинается рекомендуемая статья; газеты – так, чтобы был виден заголовок рекомендуемой статьи.
При оформлении выставки нужно стремиться к стилевому единству. Цветовое решение и выбор шрифтов подчиняется характеру темы. В оформлении текстов (фон, цвет, шрифты) иллюстраций должно быть единство: оформление одинаковых по значению материалов должно быть однотипным.
Нельзя перегружать стены – иначе экспозиция будет выглядеть пестрой, дробной она рассредоточит внимание читателей. Хорошая выставка всегда проста и лаконична. Кроме того, их нужно как следует осветить.
Некоторые библиотекари считают, что чем современный дизайн интерьера библиотеки выставок, тем выше будет оценка работы. И в результате от выставок рябит в глазах. Слившись в одно сплошное пятно, они лишь отталкивают читателей.
Поэтому, пусть их будет меньше, но чтобы они надолго запоминались своей оригинальностью, чтобы каждая показанная книга сама просилась в руки читателя (37, с.57).
Библиотечный плакат применяется реже, чем выставка; это объясняется сложностью оформления плаката и существующей недооценкой данной формы наглядной пропаганды книги. Между тем, плакат имеет большое воспитательное, организующее и мобилизующее значение.
Библиотечный плакат – не количество обложек, а художественно законченная, целостная композиция, включающая в себе яркий рисунок, краткий текст, элементы декоративного оформления. Специфической чертой библиотечного плаката является то, что образное воплощение идеи дается через раскрытие содержания книги.
Нельзя рассматривать обложку книги как единственную основу плаката, в то же время не следует забывать о ее важной познавательной функции: читателю дается четкое представление о внешнем виде рекомендуемой книги. Если обложка книги достаточно выразительна, то в основу плаката можно положить увеличенную фотокопию или рисунок обложки. Но и в этом случае рекомендуется рядом с обложкой давать и другой изобразительный материал. Если обложка книги выполнена бледно, одноцветно, то в основу плаката можно положить яркую иллюстрацию, близкую к теме книги.
Если библиотекарь не может хорошо и квалифицированно оформить плакат, для этого надо привлекать самодеятельных художников из числа активистов библиотеки.
В оформлении плакатов и других предметов наглядной агитации библиотекарь должен широко использовать печатную изопродукцию, сделанную профессиональными художниками. Для хорошо налаженного производства их необходим единый координационно-методический центр, который разрабатывал бы проблемы пропаганды наглядных пособий.
Кроме того, библиотекари должны быть снабжены современными орудиями и приспособлениями, чтобы своими силами оперативно и на довольно высоком художественном уровне создавать средства наглядной пропаганды.
Важное условие действительности наглядной агитации состоит в том, чтобы они постоянно обновлялись, постоянно вызывали интерес, не были шаблонными, стереотипными (9, с.59).
3. ДИЗАЙН ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН БИБЛИОТЕКИ
В библиотеке необходимо четкое разделение зон и помещений на читательские зоны и служебные, чтобы обеспечить:
1. Кратчайшие, непересекающиеся потоки движения читателей и литературы;
2. Простейшие функционально-планировочные связи, позволяющие отказаться от сложных систем механизации транспортировки литературы, обеспечить эффективный контроль за сохранность фондов;
3. Простоту ориентации читателей в библиотеке, отсутствие в читательских помещениях коридорных коммуникаций.
Особенности формирования дизайна различных зон библиотеки связаны с размещением зоны в общей структуре здания, ее назначением, характером происходящей в ней деятельности. Для каждого из отделов библиотеки необходимо предусматривать свой интерьер, учитывая его функциональные особенности, а также цвет, акустику, освещенность и высоту помещения.
Сейчас подразделения библиотеки рекомендуется организовать по принципу свободной планировки. “Концепция” интерьера дает возможность профессионально решать постоянно возникающие проблемы по изменению интерьера, внесению в него новых элементов.
Пространственная гибкость предполагает очень небольшое число внутренних постоянных стен и жестко фиксированных перегородок, т.е. создаются достаточно обширные пространства, расчлененные различного рода нестационарными элементами, оборудованием, а иногда цветом, средствами изобразительного искусства и озеленения на функциональные зоны, наполненные различной по содержанию и формам деятельностью (44, с.418).
При проектировании новых библиотечных зданий и реконструировании старых необходимо стараться следовать ряду важных принципиальных положений:
1. Открытость библиотеки для посетителей;
2. Их свободный доступ к услугам и фондам;
3. Защищенность библиотечных материалов и людей от неблагоприятного воздействия внешних факторов;
4. Формирование комфортной среды и т.д.
Одним из основных свойств и гибкого пространства является его функциональная и психологическая “открытость”, дающая возможность читателю ориентироваться в предлагаемых библиотекой услугах, адаптироваться, выбирать наиболее приемлемую для каждого читателя и сотрудника форму поведения, “подключаться” к текущей деятельности. Здесь предусматриваются специализированные участки, зоны, позволяющие отгородиться от окружающей действительности, найти “свою” территорию, “свой” способ получения и обмена информацией. Планировочное решение здания может способствовать или препятствовать передвижению людей в пространстве, т.е. увеличивать или сокращать пропускную способность библиотеки. Много времени на поиски книг будет сэкономлено, если, войдя в хранилище, читатель попадает непосредственно к стеллажам, а не в случайные коридоры или тупики.
3.1 Вестибюль
Вестибюль как бы “заманивая”, привлекая посетителей в библиотеку, должен настраивать его на работу. Вестибюль – первое помещение библиотеки, от культуры оформления которого, планировки зависит восприятие посетителями учреждения в целом и рациональное направление потоков читателей. Здесь с помощью специального оформления, более яркого, чем в других помещениях, можно создать у читателя особый эмоциональный настрой (“Я пришел в библиотеку”) и одновременно предоставить всю необходимую рекламу библиотеки.
Поскольку через вестибюль проходят все читатели, его реклама ориентирована на массовые потребности пользователей. Она должна быть расположена на пути читательского потока. При этом зону самый актуальной информации (перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий и другое) следует разместить напротив входа, чтобы посетитель сразу обратил на нее внимание. Другие необходимые сведения (например, перечни выписываемых библиотекой периодических изданий, работающих клубов по интересам и т.д.) могут быть предоставлены с обеих сторон от зоны актуальной информации, в том числе посредством использования справочных установок, терминалов. В оформлении вестибюля библиотеки, обслуживающей определенную территорию, целесообразно отразить особенности региона (например, местные промыслы, картины местных художников, детское творчество), тем самым, обратив внимание на достопримечательности края, района, содействуя формированию интереса, любви к своей родине.
Особую психологическую роль играет озеленение вестибюля. Также в вестибюле рекомендуется поставить столик с тетрадью для пожеланий, мнений читателей о работе библиотеки. (45, с.69).
Таким образом, вестибюль выполняет чисто унитарную функцию – сориентировать человека в пространстве, указать направления движения, проинформировать о текущей работе массовых мероприятий библиотеки. Необходимы простота и ясность в ориентации читателя внутри здания. От самой планировки помещений и дизайна требуется такая четкость, последовательность, чтобы читатели самостоятельно находили нужный ему отдел.
Оформление и отделка интерьера вестибюля должны отличаться простотой и лаконизмом декоративных элементов и цвета. Он должен быть отделан материалами, допускающими влажную уборку пола, стен и оборудования.
3.2. Читальный зал и абонемент
Одной из наиболее сложных по организации внутренней среды в библиотеке, является помещение читального зала. Здесь обычно происходят наиболее интересные встречи. Помещение, в котором он расположен, должно быть необычно и привлекательно. Здесь необходимо учитывать различные цели и психологические установки, потребности и запросы, возрастные отличия и специфику деятельности читателя.
Читальные залы следует предусматривать вместимостью не более 100 читательских мест. Проектировать их проходными для других функциональных групп недопустимо. По площади читальный зал не должен превышать 250-300 кв.м. Планировка читальных залов должна обеспечивать возможность контроля за размещенными в них фондами открытого доступа и наблюдения за читателями с рабочего места дежурного библиотекаря. Разделение свободного пространства на отдельные отсеки и помещения следует осуществлять с помощью библиотечного оборудования и нестационарных ограждающих элементов (легких перегородок, декоративных решеток и пр.). При этом необходимо учесть и то, что площадь читального зала не должна быть и меньше 100-150 кв.м. Исключение может быть сделано только для читальных залов для детей (44, с.410).
Для формирования интерьера читального зала существенно, имеет значение закрытый или открытый доступ к фонду, расположена кафедра выдачи внутри помещения читального зала или в аванзале. Зона чтения, в которой должны быть созданы необходимые условия для продуктивной работы читателей, требует к себе особого внимания. Если кафедра выдачи находится в аванзале, то в читальном зале, кроме “подручной” библиотеки и столика библиотекаря, размещаются только читательские столы.
Столы расставляются перпендикулярно к окнам параллельными рядами. Предусматривается, чтобы они не стояли против простенка и получали полный дневной свет с левой стороны. Для читателя предпочтительнее индивидуальные столы, но в целях увеличения вместимости зала применяются столы либо на четверых человек, либо на двоих. Удобны читателям столы с вертикальной полкой (для книг и светильника), загораживая читателя от других, позволяя ему сосредоточиться.
Некоторые пользователи предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, напоминающих домашние условия. Поэтому иногда объемный читальный зал посредством двухстороннего стеллажа или озеленения делят на два небольших, для этого также используются подвижные перегородки.
В зале могут быть традиционные места за одно- и двухместными столами, зоны для чтения на выделенных участках пола или газона, кабины для индивидуальной работы, кресла и продвинутые вплотную к окнам, одноместные огороженные столики, и, наконец, специальные места, оборудованные, аудиовизуальными средствами и т.д.
В читательских помещениях должны быть четко определены и реализованы нормы освещенности. Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) – в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного искусственного освещения. На каждом столе должны стоять светильники для максимального освещения читательского стола.
Конечно, шторы и занавески играют не последнюю, а иногда и первостепенную роль в создании естественного освещения и дизайна библиотеки. Ведь помещение, даже прекрасно отремонтированное, с превосходной мебелью смотрится не красиво, если окна “голые”. И наоборот, иногда достаточно уютных штор, мягкого света – интерьер почти готов. Кстати дизайнеры советуют начинать продумывать обстановку не с современных напольных, стеновых и потолочных покрытий и обоев, а именно с гардин и различных дополнений к ним.
В читальных залах обычно рекомендуют использовать шторы более светлых тонов, которые даже в хмурый пасмурный день способны создать в помещении иллюзию солнечного света (1, с.45).
Помещение, в котором расположен читальный зал, в какой-то мере является центром, где находит отражение культурная жизнь района, поселка, города. Этой цели служат постоянные выставки с часто меняющимся материалом, где можно получить информацию о новостях искусства области, республики, страны и т.д. Самая подвижная часть выставки может состоять из рисунков местных художников, учащихся школ. Национальный орнамент может использоваться в заголовочных и полочных разделителях.
Можно создать небольшую картинную галерею – собрания репродукций картин известных художников.
Благоприятные условия труда в читальных залах обеспечиваются и необходимыми параметрами микроклимата (температурно-влажностного режима и воздухообмена), оптимальными условиями для зрения, снижением уровня шума, частичной изоляцией рабочего места экранами, перегородками, боксами.
Для удобства читателей необходимо соблюдать требования к размещению оборудования в помещениях обслуживания читателей.
Читательские помещения (вестибюль, аванзал, абонемент, читальные залы, специализированные отделы, помещения для массовых мероприятий) предусматриваются в наземных этажах, не выше третьего, чтобы не устраивать пассажирские подъемники и предоставить возможность удобного использования всеми читателями единого справочно-информационного аппарата. Помещения абонементов, читальных залов и специализированных отделов не должны проектироваться проходными (46, с.71).
На абонементе при закрытом доступе к фонду предоставляются перечни выполняемых абонементом услуг, выставки (новых поступлений к знаменательным датам и другие текущие газеты, список выписываемых абонементом и библиотекой в целом периодических изданий, бюллетень новых поступлений, сданные пользователем в течение дня книги).
Рядом с кафедрой выдачи целесообразно выделить справочные материалы (проспект библиотеки, ее печатные каталоги, если они имеются, каталог абонемента, таблицы классификации, применяемые в данной библиотеке с алфавитно-предметным указателем к ним, телефонный справочник города (области), энциклопедический словарь, словари русского языка, иностранных слов и тому подобное).
Несколько по иному организуется библиотечная среда, на абонементе, с открытым доступом к фонду. Пространство для пользователей находится в этом случае между кафедрой выдачи, которая в целях регулирования потока читателей и контроля размещается у входа в помещение библиотечного фонда. Наиболее спрашиваемые документы приближены к кафедре выдачи.
Открытый доступ – это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего, для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу (12, с.39).
3.3 Детский читальный зал
Основываясь на ряде публикаций специалистов можно выделить главные принципы: учет возрастных особенностей читателей; поиск своего стиля в оформлении; выбор темы, героя-талисмана (библиотеки, отдела); художественное решение (шрифт, цвет); разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей, наглядное отражение тесной взаимосвязи библиотеки и читателя; изменение структуры расположения стеллажей (где это возможно). Каким же образом в детских библиотеках воплощается идея преобразования открытого фонда?
Например, ЦРДБ имени Н.А. Зайцева г. Новгорода обновил два абонемента и читальный зал. Сотрудники каждого отдела придумали эмблему, символику, выбрали цветность. Так, абонемент, обслуживающий дошкольников и учащихся 1 – 5-х классов, оформлен в космическом стиле и назван “Третьей планетой” (В основу оформления положена книга Кира Булычева “Тайна третьей планеты”). Символом отдела стал Громозека (один из героев книги) – добрый, отзывчивый, любознательный. Указатели литературы выполнены в виде летающих тарелок. Их цвет полностью соответствует цвету полочных разделителей: синие и зеленые – для научно-познавательной литературы, красные и желтые – для художественной литературы.
На отдельном стеллаже расположена выставка “Сокровища звездного неба”, где демонстрируется работа библиотеки с читателями. Ее разделы: “Самые читающие астронавты” – полочная выставка читательского формуляра; “Властелины Вселенной” – представлена литература о писателях – юбилярах их произведениях; “Помогай-ка” – полочная выставка рекомендательной библиографии: рекомендательные списки, книжные закладки, реклама книг и журналов, а также тематические картотеки; “Обаяние старых изданий” – полочная выставка незаслуженно забытых книг.
Оформляя открытый доступ, библиотекари не забыли и о задолжниках. Был вывешен плакат “Их разыскивает патрульная инспекция Галактики”. На нем вниманию всех представлен список тех, кто не сдал вовремя литературу в библиотеку. Нетрадиционное название и яркое оформление привлекают внимание читателей, в том числе и самих штрафников.
С большой фантазией и выдумкой подошли к художественному оформлению открытого доступа в библиотеке имени Бринского.
Три стеллажа открытого доступа объединены в большой “Дом Почитайки”. Хозяином дома выступает человек Почитайка, который является символом библиотеки, он представляет читателям лучшие книги, новые журналы, указывает срок возврата и т.д. В этом доме стеллажи – это подъезды, книжные полки – этажи, полочные разделители – ключи, а читательский адрес литературы на каждом стеллаже указан на замочках дома: 2-3 кл. 4-5 кл. 6-9 кл. Ключи замочки для каждого возраста выполнены в определенном цвете: красном, желтом, зеленом. А чтобы детям удобнее было ориентироваться в открытом доступе, разработана система “светофор” и представлена в виде человечка-светофорика.
Подводя итог, надо сказать, что каждый коллектив проявил выдумку, профессиональное мастерство, творчество, индивидуальность. Благодаря этому, открытый доступ в каждой библиотеке становится более ярким, привлекательным, обновленным, неповторимым и более доступным для юных читателей. (12, с.40).
В качестве принципиального положения необходимо отметить, что специфика планировки помещении, отделка стен, оборудование и мебель детских библиотек, в частности читальных залов, должны отличаться от помещений, предназначенных для взрослых читателей. В выборе масштаба оформления, размеров декоративных и художественного убранства стен, потолка предпочтение следует отдать более крупному рисунку. В отделке рекомендуются яркие цвета, возможны контрастные сочетания красок. Размер мебели должен соответствовать росту детей, окрашена, она должна быть в яркие цвета или покрыта пластиком. В таких читальных залах целесообразна более свободная не консервативная расстановка мебели.
Большое значение в оформлении имеют подвесные шкафы, полки, витрины и т.д.
Известно, что детей привлекают яркие панно, декоративные росписи стен, мозаика и другое художественно-декоративное оформление.
Панно выполняется из ткани или рулонной бумаги, на поверхность который наклеивается аппликация из цветной бумаги, образующая выбранный рисунок.
В настоящее время большой популярностью пользуются современные изобразительные средства наглядной пропаганды (кино, диапозитивы, телевидение и т.д.)
Еще одно решение оформления детского читального зала – стенды в виде раскрытой книги. На их страницы наклеиваются иллюстрации, фотографии, детские рисунки. Каждая страница выполнена из фанеры или представляет собой деревянный каркас, на который наклеена плотная бумага (картон). Листы укреплены на специальном металлическом стержне, благодаря которому они могут поворачиваться.
Оборудование и мебель для читальных залов состоит из читательских столов, которые могут быть использованы, в одном случае как ящики для хранения игрушек, в другом как станки для рисования или изготовления различных игр (мелками, цветными карандашами и т.д.). Крышки столов изготовлены из фанеры и реек, а ящики – из мебельных щитов. Крышки укрепляются при помощи деревянных шипов, которые выставляются в верхнюю часть ящика. Угол наклона доски стола при рисовании можно изменить. Иногда соединяют два ящика вместе, создавая надежную опору для крепления двух досок.
В детских читальных залах надо предусмотреть место для размещения выставок, стендов, витрин и т.д. Легкие настенные щиты, выполненные из фанеры или картона, оклеиваются бумагой (белый, цветной). Для детей и подростков удобны наклонные стенды и витрины с верхним подсветом.
Оформление помещений для детей может быть и другим. Но во всех интерьерах желательно сделать так, чтобы оформление и оборудование было единым по стилю, характеру, цвету (51, с.72).
В небольших библиотеках все читательские зоны располагаются обычно в одном помещении, где оборудованием выделяется зона с аванзалом, каталогами, выставками и кафедрой. Для массовой работы желательно организовать трансформирующееся помещение многофункционального использования. Оно должно быть связано с вестибюлем, оборудовано аудио визуальными средствами, складируемой мебелью.
3.4 Книгохранилище
В зоне хранения и стационарного книгохранилища размещаются все фонды закрытого хранения, куда не допускаются читатели. В малых и небольших библиотеках (с фондами до 50 тыс. томов) закрытое книгохранилище, именуемое запасником, предназначается для временного размещения дублетных экземпляров литературы в открытом доступе абонемента и читальных залов. Также для хранения ценных изданий по искусству и некоторых видов медицинской литературы, рукописей и других документов, располагаемых в определенном порядке с целью легкого поиска и оперативной выдачи в соответствующие пункты библиотеки. Здесь используются семиполочные односторонние и двухсторонние стеллажи.
Под специально выделенными под книгохранилище помещениями следует понимать помещения, которые оснащены оборудованием, позволяющим поддерживать необходимый влажностный и температурный режим. Эти помещения должны идеально соответствовать требованиям пожарной безопасности. Они должны быть оборудованы приборами, которые фиксируют уровень запыленности и позволяют добиваться максимальной защищенности от микроорганизмов.
Помещения для хранения использования фонда располагают по возможности смежно друг с другом, чтобы коммуникации между ними были наиболее короткими и не пересекались между. Чтобы библиотекарю было удобно работать с документами, очень важно правильно организовать коммуникации между отделом обработки и книгохранилищем, между книгохранилищем и читальными залами (здесь перемещается основная масса всех транспортируемых в библиотеке книг – 90%). Путь на этих участках должен быть по возможности прямым, коротким и горизонтальным. Отсеки книгохранилища проектируются с учетом максимально допустимых расстояний подноски литературы вручную (до тележки) – 6 метров и доставки литературы на тележках (до поста механического транспорта) – 24 метра.
Современные формы дизайнерской деятельности
По представлениям исследователей культуры, современный мир - сфера существования сегодняшнего человека - резко отличается по своим характеристикам от мира прошлого. Понятие "современный мир" почти неуловимо: мир не только многообразен, но и находится в непрерывном развитии, в движении. Для него характерны: высокие контрасты - богатства отдельных слоев общества и стран и нищета других; высокая технология и первобытные инстинкты; развитый интеллект, новые материалы, сложнейшие механизмы, грандиозные проекты, удивительная фантазия и безудержное, разрушительное потребление.
Рядом с этим складываются нетрадиционные отношения человека со средой, с людьми, с вещами. Мир вступает в эпоху производства изделий, изготовленных для удовлетворения временных потребностей (вещи разового потребления, прокат вещей). Эфемерными становятся связи жителей развитых стран с местом их существования (путешествия, переезды, перемещения). Отношения людей, по мнению О. Тоффлера, приобретают характер использования, потребительства. Радикально меняется содержание нашего сознания - место реальных людей и даже вымышленных персонажей занимают их образы, ускоренно образующиеся в мозгу.
Современный дизайнер не может работать без знания основ экономики, производства, социологии, не говоря уже о таких отраслях знания, как эргономика или тенденция развития техники. С другой стороны, объем информации в каждой из этих отраслей настолько велик, что дизайнер не может, конечно, овладеть им в достаточной мере. Поэтому важно, чтобы он, работая со специалистами разного профиля (конструкторами, технологами, эргономистами, социологами и т.п.), мог знать хотя бы основы их профессионального языка, так как только при этом условии возможно соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта, к чему и стремится дизайнер.
Об изменении сущности искусства, а значит и статуса художника, в 1918 году Н.А. Бердяев писал: "Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Искусство судорожно стремится выйти за свои пределы. Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого искусство вообще от того, что не есть уже искусство, что выше или ниже. Никогда еще так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия, никогда еще не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства к творчеству самой жизни, новой жизни".
Эти слова не потеряли своей актуальности и сегодня. Поиски профессиональных ориентиров сегодняшнего дизайнера связаны с условиями современной реальности. Для человека, живущего в современном мире, необходимо сформировать новое мышление, помогающее выжить в условиях все увеличивающейся свободы - мышление экологическое, реалистическое и вместе с тем открытое переменам. Быть таким художником в современном мире - значит выступать в нескольких ипостасях: художника, проектировщика, профессионала-ремесленника, т.е. современного дизайнера с экологическим, сберегающим, реалистическим сознанием. Такой дизайнер вдумывается в конкретную ситуацию, в контекст, сознает неабсолютность ситуаций, проектных ориентации. Его эстетические ценности лежат в русле переживания пластических качеств предметного пространства, в котором мы "обречены" жить.
"Открытый" - значит ничем не стесненный, доступный. Открытое проектирование - это принципиально новый, ясно сознающий свои цели и задачи тип профессионального мышления предполагающего не только традиционную для проектирования возможность воздействия на окружающую среду, но и необходимость собственных изменений в зависимости от ее реакций.
Проектировщик, работающий в современном мире, должен не только овладеть этим новым мышлением, но использовать его как инструмент для преобразующего контакта с окружающей его непрерывно меняющейся реальностью. Дизайнер является носителем сознания нового типа, связанного с необходимостью ощущать дух времени и понимать структуру сегодняшнего социума. Такой тип сознания дает дизайнеру возможность охватывать своим творчеством широкий круг объектов - от отдельной вещи до структур предметно-пространственной среды, что требует заботы не только о внешнем виде архитектурных объектов, но и о людях, разнообразная жизнедеятельность которых протекает в их среде. Полноценная работа с пространством - это прежде всего погружение в ситуацию, результатом чего становятся многослойное ощущение "духа места" и природо- и местосообразность принимаемых решений. Дизайнер ориентирован прежде всего на работу со средой, так как она в любом своем выражении - камерная, масштабная, убогая, комфортная, природная, индустриальная, типовая, индивидуальная - провоцирует нас к реакции на нее в форме художественного высказывания.
Взаимосвязь образа жизни, предметной среды и проектной культуры приводит сегодня к формированию концепции "самокритики проектирования", попыткам сформулировать понятие альтернативной, "слабой" проектности.
Концепцией "слабого" проектирования утверждается полисистемная, полицентричная картина мира, представление о множестве равноценных проектных методов и языков проектирования, о принципиальной конкретности любого проектного замысла*. Такое проектирование открыто к изменению жанра своего существования, наличие четко сформулированных принципов не превращает его в застывшую доктрину. Результатом является не только объект или измененная среда, но и образ жизни, который рождается в процессе их создания и является условием реализации проектного замысла. Главная цель проектного существования - развитие путем тотальной реакции на контекст. В дизайне эта цель осуществляется при помощи диалога проектировщика и потребителя.
Разнообразные модели отношений проектировщика с реальностью как объектом его деятельности можно проследить в экспозиционном дизайне как одном из самых "диалоговых" жанров проектного творчества. Философия экспозиционного существования позволяет считать объектом восприятия не только всю среду человеческого существования, но и жизнь как развивающуюся экспозицию, как систему экспозиционных жестов. Открытость сегодняшнего экспозиционного проектирования не только в его ориентации на историческое или культурное просветительство, но и во включенности в текущую социокультурную жизнь общества, актуализирующую экспозицию, провоцирующую к творчеству экскурсовода, научного работника, зрителя.
Характерны два полярных отклонения от этой модели проектирования. С одной стороны, так называемый функциональный реализм, десятилетиями господствующий в нашей проектной практике. В экспозиционном проектировании это рабское следование темпланам, произволу музейных работников, отливающегося в вереницу однообразных стендов с цитатами, таблицами, текстами, копиями и муляжами, разбавленными расставленной кое-где "бывшей" господской мебелью и макетом типовой крестьянской избы в натуральную величину.
В случае художественной выставки такое отношение к экспозиции гарантирует равномерное развешивание холстов и расстановку скульптур. Работа экспозиционера сводится к функциям продавца, расставляющего товар на витрине и заботящегося о том, чтобы все было доступно, обозначено, читаемо. Она не претендует на то, чтобы стать самостоятельным произведением пространственного искусства, а значит не рождает новой реальности и не переходит из жанра "культурного события в жизни города" в статус социокультурного явления. В результате зритель оказывается в проигрыше, так как не происходит самого главного - тот, кому доверена судьба выставки, не берет на себя хлопотной ответственности выполнить свой профессиональный долг и выступить в роли художника-проектировщика, являющегося не только специалистом в области художественного творчества, но и человеком, умеющим видеть, осязать, чувствовать ритм, цвет, фактуру, структуру мироустройства, превращающего взаимодействие с реальностью в акт самореализации.
В живописи примитивный реалист производит конечный продукт, пользуясь другими, чем природа, средствами, не изучив законы ее построения и не сделав их поводом для своего произведения. В проектировании он не вникает в сущность экспонатов или произведений, не изучает законов их устройства их пластические особенности, не устанавливает между ними внутренние связи, не обогащает их взаимным соседством и не наполняет новым пространством.
Другой тип проектировщика сродни принципиальному формалисту в искусстве. Его способы организации картины стихийны, надуманны, берутся не из жизни, по поводу которой он творит, а от собственных мыслительных конструкций, или являются неуправляемым эмоциональным выплеском.
Он озабочен, главным образом, выражением собственной образной идеи. Его стихия - нагромождение экспозиционных установок, элементов декоративного оформления, заслоняющих экспонаты, активная сценография пространства. Игнорирование сущности и особенностей экспонатов ради подчеркивания образных находок обедняет экспозицию, которая, обладая, быть может, пластической и смысловой насыщенностью, является, однако, надуманной, лишенной "дыхания жизни" структурой.
Позиция же художника экспозиции, исповедующего "открытое проектирование", обращена в равной степени и к вещам, и к образу, избегает как безразличия, так и субъективизма. Его работа ограничена рамками необходимого содержания, набором экспонатов, необходимостью взаимодействия с музейными работниками. Эти особенности определяют принципы работы, которые присущи современному искусству и современному художнику, а в случае экспозиционного проектирования естественно вытекают из его жанровых особенностей. Это прежде всего внимание к ситуации, природосообразность, стремление к анонимности, работа с конкретным предметно-пластическим контекстом, внимание к вещи как источнику и средству проектной образности.
Анонимность в работе дизайнера - это традиция органического проектирования, в котором произведение создается в ситуации повышенного внимания к духу места, к особенностям климата, географии. Органический архитектор или дизайнер стремится слить создаваемое сооружение или пространство с местной топографией, его работа выглядит как естественный природный аналог, как ее продолжение. Такой профессионал умеет отразить особенность духа места не в виде упрощенных стилистических цитат, но как тектонические разработки пространства, материала, формы. Вглядываясь в природную среду обитания, пытаясь понять законы ее существования и сделать их принципами своей работы, художник сознательно оставляет свое, индивидуальное. Он старается слиться с миром, стать его частью, проникаясь оплодотворяющим духом, опираясь на который можно создавать податливую, осязаемую, неотчужденную живую среду.
Эти принципы нашли свое воплощение, например, в творчестве абстрактного экспрессиониста М. Ротко и дадаиста X. Арпа. Внимание к технологии создания произведения, фактуре, цвету, форме приближает их произведения к "природным" объектам. В этом же ряду лежит интерес "открытого" проектировщика к предметному контексту экспозиции. Являясь носителем свойств окружающего мира, вещь становится его моделью, материально фиксированным символом природы. В социально-культурном контексте вещь может выступать как носитель ценностей культуры, быть в этом качестве объектом интереса проектировщика экспозиции, так как в ее форме отражаются не только функциональные, но и социально-культурные значения (потребительские, экономические, производственные, ценностные, эстетические).
При проектировании предметной среды вещь выступает как элемент ее формирования, а совокупность вещей организует пространство, где особое значение приобретают связи между ними, реакции их друг на друга, их формально - пластические характеристики - такие как размер, форма, фактура, цвет, а также функция, возраст, степень узнаваемой стилистики.
Соединение вещей в экспозиционном пространстве происходит после постижения проектировщиком их сути, на основании чего он приобретает интуитивное знание о возможностях их взаимосвязей и соседства. Особый интерес для дизайнера представляют "найденные" объекты или "бывшие вещи", несущие на себе следы жизни. Они являются результатом различных совокупных воздействий на вещь в течение ее жизни, включающей проектирование, изготовление, потребление, функциональное умирание и последующее нефункциональное бытие. Они начинают нести на себе печать вечности, приближаются к природным объектам и в этом качестве могут стать предметом внимания экспозиционного дизайна. Для многих современных художников вещь стала объектом внимания и предметом творчества. Искусство поп-арта, искусство ассамбляжа в своих основах содержат интерес к миру вещ. Выставки американской художницы Л. Невельсон, работающей в жанре ассамбляжа, превращаются в пространственные инсталляции, обнаруживающие выдающегося архитектора пространства, свободно организующего интимные отношения вещей - как живых существ. Живопись итальянца Дж. Моранди возвращает высокую значимость бытовой вещи, обнаруживая в ней бесконечную тайну геометрии формы.
В музее вещь выступает как первоэлемент, точка отсчета для последующих фантазий, и чем ближе экспозиция к "диалогу" вещей, тем она глубже и многослойней. Экспозиционное оборудование в этом случае лишь уместная "оправа" для экспонатов, а не довлеющее над ними произведение оформительского дизайна. В ситуации открытого проектирования качество и характер оборудования зависят не только от экспозиционного замысла, но и во многом от материальных возможностей заказчика, от производственно-технологической базы. Добровольно принимая ограничения, накладываемые, с одной стороны, возможностями, с другой - образной идеей экспозиции, проектировщик делает единственно правильный выбор. Использование в архитектуре доступных материалов сообщает ей дух демократичной открытости и современности.
В связи с этим показательно творчество архитектора и дизайнера Фрэнка Гери, который, используя нарочит о "бросовые", дешевые материалы - некрашеную фанеру, кровельную дранку, жесть, волнистый шифер, проволочные сетки для забора, достигает поражающего эффекта: он передает острую атмосферу жизни сегодняшнего города, дух современного общества и его противоречивых ценностей, создавая проекты, насыщенные импровизацией и живым, непредсказуемым духом.
Множественность творческих позиций ведущих дизайнеров мира говорит о том, что современный дизайн - отнюдь не монолит, армия с единой для всех целью, дисциплиной, системой организации подразделений. Прежде всего это - союз индивидуальностей, сообщество личностей, каждая из которых по-своему видит свой идеал - в работе, формах и способах контакта с потребителем.
Отмеченное можно проиллюстрировать на некоторых примерах лз истории регионального дизайна. Дизайнерская школа Японии, удачно сочетая элементы традиционности с европейскими теориями оптимальности, технологичности и системности, в настоящее время вышла на передовые позиции в мире. Ее отличают неоднородность, разнонаправленность развития, проходящая в борьбе новейших западных тенденций с национальной традицией. Отсутствие единой идеологической платформы и унифицированных программ - результат различных точек зрения на дизайнерскую деятельность. Но общие исходные позиции сохранились. Они базируются на государственной политике в области дизайна, ориентирующей на сотрудничество в системе "производство-потребление", на нужды промышленности и на гуманитарные потребности общества, на культуру. Такая ориентация присуща, например, Я. Куроки и С. Окада.
Причина устойчивости подобной позиции восходит к традиционному мироощущению японцев, где представление о характере всеобщего движения сформулировано не как возникновение нового за счет старого, а как восстановление "старого" в новом цикле. Не существует разрыва между прошлым и настоящим, "новое" возникает своеобразным надстраиванием над "старым" или встраиванием в. Методика обучения при этом основана на непосредственной передаче знаний и умений от учителя к ученику, доходя до прям ого подражания.
Вторая особенность японского мировоззрения - трактовка категории "пространства-времени". Категория небытия трактуется как нечто, где все потенциально содержится в "неоформившемся" виде и в свое время проявляется как оформившееся. В таком представлении художественное творчество интерпретируется как превращение содержащихся в небытии образов вещей в реальные вещи. "Не сотвори, а найди и открой" - своеобразный девиз японского искусства. Художник-дизайнер выступает не как источник произвола, а как его органичный элемент и ученик природы.
Нарочитость, искусственность, излишества - все это в понимании японцев вульгарно. В понимании японцев дизайн - деятельность - "весьма человечное дело", "общество ждет от дизайнеров, чтобы они объединили искусство и технику, дух и материю, которые теперь разобщены", воспитывали понимание жизни вещей, чувство общения на уровне "Я и окружение", "Я и вещь". М. Курокава, например, говорит о том, что дизайн - это среда передачи сообщений об идеях, закладываемых в каждый продукт при решении его формы. Для того чтобы выразить идею через форму, дизайнерам требуется целостное мировоззрение. В их работах, независимо от того, осознанно или нет это происходит, должны выражаться представления о современном образе жизни.
Еще одна характерная черта дизайнерской японской школы - работа с материалами. Следование природе материала - необходимое условие художественности и даже возможный источник образности. Существует курс ремесленных работ с различными материалами. Особенность и успех японского дизайна - в отсутствии украшательства. Вместо этого - сплав древней традиции и современной современный дизайн интерьера библиотеки.
В Италии сеть дизайнерских школ 1980-1990-х годов также не отличается единством теоретико-методических и педагогических принципов. Артистическая, интуитивистская традиция итальянского дизайна ведет к утверждению методов, ориентированных на личность мастера, разворачивающего свою собственную концепцию дизайна в форме той или иной "дисциплины". Примерами могут служить "радикальный дизайн", родившийся в Архитектурном институте во Флоренции; концепция "соучастия", или проектирование без методов Р. Дализи; концепция "первичного пространства" в жилой среде, разработанная К. де Карли. Главным становится разворачивание проектного поиска на базе школы как эксперимента в условиях полной свободы творчества.
Дискуссия между известными фигурами современного итальянского дизайна Т. Мальдонадо, Э. Соттсассом, Э. Мари еще на выставке 1978 года дизайнерского отделения Римской ИСИА выявила разнообразие взглядов. Для Мальдонадо необходимость состоит в реформе высшей и средней школы образования, причем проводимой централизованно, в освобождении дизайнерских и архитектурных курсов от перегруженности пропедевтическими дисциплинами. Соттсасс и Мари иначе смотрят на проблему. Любая школа (по Соттсассу) предполагает конкретную методическую определенность, систематичность, программность, следовательно - схематичность. Дизайн же, по крайней мере итальянский, всегда был этому чужд. Он всегда старался разорвать, преодолеть системную замкнутость, выйти на веер возможностей и веер целей, а не на единственно верный метод достижения "единственно верной цели". Конкретное у Соттсасса - непосредственно конкретное, уникальное, не поддающееся типизации и типологизации и другим подобным приемам систематизации объектов проектирования. В непосредственно-конкретном основной моделью является "ремесло". Дизайнер у Соттсасса - ремесленник-художник-философ, а сама школа - нечто среднее между средневековой боттегой и античной академией. Это теснейшим образом связано с особенностью итальянской линии в дизайне.
Региональный дизайн полифоничен, диалогичен по своей сути, массив сегодняшней дизайнерской реальности много - образен. Эта реальность весьма отличается от того, что до сих пор принято было называть дизайном, когда архитекторы занимались зданиями, художники писали картины, декораторы оформляли интерьеры, керамисты работали с глиной, а дизайнеры занимались, в основном, проектированием промышленных изделий, производимых Большой Промышленностью. Да и в самом дизайне преобладало профессиональное разделение труда: Ч. Имз занимался, главным образом, мебелью, Г. Дрейфус - знаковыми комплексами, Р. Лоуи - дизайном автомобилей и холодильников, а Э. Соттсасс - пишущими машинками.
Однако, к примеру, Э. Соттсасс, как и большинство его коллег, развиваясь изменяясь, способствовал становлению иного, гораздо менее жесткого и определенного, более многообразного и неожиданного дизайна, ориентированного в большей степени не на теоретические соображения о правильном образе жизни, а на реальную непредсказуемость человеческого существования. Дизайна, в котором "стираются границы" определенных жанров, в котором промышленное проектирование плавно переходит в сценографическое, архитектурное - в чисто художественное творчество. "Универсальный дизайнер" сегодняшнего дня работает над созданием средовых структур, в которых чрезвычайно затруднено различение жанров творчества.
Универсальный архитектор-художник-дизайнер - типичная фигура проектного мира сегодня. И его формирование - далеко не завершено. Как и формирование методологии и мировоззренческих установок дизайнерской деятельности в целом.

Комментарии

Тема: Авторский дизайн интерьера
Опубликовано Валерия Мамедова в 14:39

идеи дизайна интерьера
Магнит на холодильник "Животных не кормить" Цена: 100 руб.
______________________________________________________________

Тема: Авторский дизайн интерьера
Опубликовано Los Angeles в 23:05

лекции по дизайну интерьера
Поэтому расположение и число розеток играют немаловажную роль в современном жилище.
______________________________________________________________

Оставить комментарий

  © ДИЗАЙН РОССИИ. Все права защищены.